Классный час
«Правильное питание, здоровое питание»
От 24.12.13
Присутствовало: 21 чел.
Цель: формировать умения эффективно заботится о своём питании, формировать у учащихся понятие о том, что их здоровье в большей степени зависит от их собственного поведения и действий.
Задачи
- расширить знания учащихся по проблеме питания; - убедить в опасности пищевых добавок для здоровья человека. - способы приготовления здоровой и полезной пищи. - убедить учащихся в исключительной роли питания в формировании здоровья;
- убедить в необходимости рационального питания;
Оборудование:
1. Плакаты с поговорками и пословицами о питании.
2. Стенд с этикетками продуктов питания, в которых применяются пищевые добавки.
З. Таблица «Пищевые добавки»
4. Плакат с советами о правильном питании.
Ход классного часа
Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум.
Геродот.
7апреля - День здоровья, учрежденный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Этот день отмечается повсеместно в течение многих лет. Но о здоровье необходимо заботиться не только в этот день. Говорят, что здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» - говорил Геродот. Один из главных факторов, определяющих наше здоровье, - это питание.
Здоровье — это самое дорогое, что есть у человека. Но что же такое здоровье? Что люди подразумевают. произнося это слово?
(Выходят ученики и говорят, что для них значит это слово.)
• Здоровье — это когда тебе хорошо.
• Здоровье — это когда ничего не болит. • Здоровье — это когда тебе хорошо.
• Здоровье — это когда ничего не болит.
• Здоровье — это когда человеку весело и комфортно. •Здоровье — это слово здорово.
• Здоровье — это красота.
• Здоровье — это сила. • Здоровье — это гибкость и стройность.
• Здоровье — это выносливость.
• Здоровье — это гармония. • Здоровье — это когда ничего не мешает радоваться жизни.
• Здоровье — это когда человек может испытывать значительные нагрузки без последствий.
• Здоровье — это когда человек может без труда подняться на 4-й этаж.
• Здоровье —это когда хорошо спишь.
• Здоровье— это когда утром просыпаешься бодрым и веселым.
• Здоровье — это когда у человека хороший аппетит.
• Здоровье — это когда ты готов выполнить любую работу.
Учитель.
А вот как ВОЗ определяет понятие здоровье — состояние полного физического. душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов.
Существует много способов поддерживать здоровье. Это ежедневная зарядка, это прогулки на свежем воздухе, это закаливание водой, воздухом, солнцем.
Ну и конечно, это правильное питание.
Каждый человек знает, что пища необходима для нормальной жизнедеятельности организма. Источником необходимых организму строительных материалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней среды в основном с пищей. Мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не очень задумываемся о пользе и доброкачественности употребляемых продуктов. Важное место среди приоритетов здорового стиля жизни с полным правом занимает рациональное питание. Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание — важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития.
Для растущего организма значение рационального питания можно сравнить разве что со значением фундамента для судьбы здания: при добротном фундаменте оно простоит столетие, при фундаменте из случайных материалов развалится в ближайшие годы.
Ученые считают, что для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо такое питание, которое не только будет достаточным по количественному составу и сможет обеспечить энергозатраты его организма. но и в нем также должны быть соблюдены сложные взаимоотношения между многочисленными незаменимыми пищевыми веществами, каждое из которых выполняет свою специфическую роль в обмене веществ.
В рациональном питании выделяются определенные группы продуктов, употребление которых рекомендуется снизить или же совсем исключить. Вот некоторые из них.
Копчености. Копченые продукты содержат нитраты, которые накапливаясь в пищеварительном тракте, могут образовывать соединения, обладающие канцерогенной активностью. Для их выведения из организма нужно употреблять овощи, фрукты, кисломолочные продукты.
Жиры. Жир увеличивает уровень холестерина в крови. Прием в пищу необходимо ограничить. Для профилактики употребляют кисло-молочные продукты.
Соль. При большом употреблении в пищу соленых продуктов повышается артериальное давление.
Сахар. Основные следствия избыточного употребления сахара — это заболевание зубов (кариес), диабет и избыточный вес.
Принципы рационального питания.
ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЬНОГ О ПИТАНИЯ:
- соотносить калорийность пищи и истраченные калории; - следить за своим весом; - принимать пишу в установленные часы, ничего не есть в промежутках между основными приемами пищи;
- обязательно завтракать (каша или кисломолочные продукты);
- обязательно за обедом съедать первое блюдо;
- необходимо употреблять в пишу свежие овощи и фрукты;
- не переедать перед сном;
- не есть до явного пресыщения, когда в подложечной области возникает ощущение тяжести, а вид пищи и воспоминание о ней вызывают отвращение;
- не торопиться во время еды, так как плохо прожеванная пища хуже усваивается, раздражает стенки пищевода, желудка, кишечника;
- не есть очень холодную или очень горячую пищу (часто охлаждение слизистой оболочки пищевода и желудка способствуют возникновению воспалительных процессов).
Учитель.
Оказывается, ребята, вреден не сахар, а то количество, которое мы употребляем. Нужно употреблять большое количество фруктов, чтобы глюкоза поступала в организм, она необходима для строительства клеток и тканей тела, работы головного мозга. Вопрос: А вы знаете, ребята, какие продукты должны обязательно
присутствовать в вашем рационе питания? (Ответ: мясо, молоко яйца, хлеб, сахар, напитки )
Пища должна быть полноценной. т.е содержать все нужные организму вещества и в доступной форме. Есть много продуктов, которые нам полезны.
Но есть такие продукты, злоупотреблять которыми врачи не рекомендуют. Сейчас ребята о них вам расскажут.
Стихи читают учащиеся.
Суп «в стакане» - это круто!
Приготовлю за минуту!
«Кириешки» и хот-доги
Уплетем за обе щеки!
Чипсы просто объеденье!
Все хрустим мы в упоенье! Компот варить нам нет нужды —
Ты даже не пытайся! Вот порошок - добавь воды
И соком наслаждайся!
«Чупа-чупсы» я люблю,
Наслаждаюсь ими.
«Кока-колу» часто пью
С друзьями своими.
И жвачки и конфеты.
Вкусные сухарики,
Чипсы, «чупсики», хот-доги
Всем нам очень нравятся!
Учитель.
А вот американские медики никак не могли избавить 3З-летнию стюардессу от болей в животе, пока не выяснили, что она поглощает до 60 пластинок жвачки в день.
Рассказ учеников о жевательной резинке.
Многие люди любят ее, особенно дети. Именно на этом построен бизнес производителей жвачки. Но что несут нам эти подушки-пластинки из синтетического каучука, напичканные всякими добавками? В состав жвачек входят подсластители, красители и ароматизаторы. Что касается подсластителей, то часто в этой роли выступает сахар и сахарозаменители, Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жевательной резинки нет конкурентов. Ароматизаторы и красители при производстве жвачки, также не относятся к веществам, полезным для здоровья, особенно если они синтетические, а не натуральные.
Необходимо также помнить, что чрезмерное употребление жвачки снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, воспаление кожи вокруг рта, а также оказывает раздражающее действие на желудок, что способствует возникновению гастритов. колитов и других заболеваний.
Стоматологи считают, что ожидаемый эффект от жвачки — профилактика кариеса — очень и очень поверхностный. Для того, чтобы принести пользу своему жевательному аппарату и удалить остатки еды после приема пищи, если под рукой нет зубной щетки, достаточно жевать резинку всего две-три минуты не более одного-двух раз в день после еды. Нельзя «гонять» упругий шарик во рту подолгу; применять не более 3-5 подушечек после приема пищи; нельзя глотать жвачку так как в кишечнике могут образоваться «камни» из слипшихся жевательных комочков; не употреблять продукты с кодами:Е121; Е123; Е171; 4К(У124) и т.д. Так обозначены вредные красители и добавки.
Учитель.
Ребята, обратите внимание на доску. Здесь у нас дана таблица с символами вредных опасных или запрещенных добавок, которые можно встретить на упаковке продуктов питания. Неправильное питание, употребление продуктов, содержащих пищевые добавки, может стать причиной многих заболеваний!
Таблица буквенно-цифровых кодов добавок
Задумайтесь, нужны ли вам продукты, на этикетках которых указаны вредные пищевые добавки? Может быть, следует заменить их безвредными?
Не стоит забывать есть больше витаминов!
Витамины (А, В, С, D)
Едим правильно (тренинговое занятие)
Задание 1.
Учащиеся соединяют «Веревочками» название витамина и их значение.
Витамин А повышает сопротивляемость организма к инфекциям; поддерживает в здоровом состоянии десна, зубы, кости
Витамин С улучшает зрение, способствует росту, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, оздоровливает кожу
Витамин Е улучшает обмен веществ в организме, улучшает сон, влияет на настроение, ускоряет заживление ран
Витамин В помогает усваивать пищу, активизирует жизненные силы организма.
Задание 2. «Полезная пища».
Учащимся предлагается откорректировать данное меню так, чтобы оно стало здоровым и питательным.
Завтрак: овсяная каша, сыр, поп-корн, масло сливочное, хлеб зерновой, напиток кофейный на молоке, пепси-кола, чипсы, пирожное, чизбургер.
Обед: салат из моркови с яблоками, суп «Ролтон», суп картофельный с зеленым горошком, котлеты куриные, овощное рагу, фанта, кисель, хлеб ржано-пшеничный, плоды и ягоды свежие, «кириешки», картофель фри.
Ужин: тушеная рыба, хот-дог, рис отварной с овощами, картофельное пюре «Ролтон», компот из сухофруктов, творожная запеканка, тоник.
Задание 3. «Учимся готовить».
Учащимся предлагается принять участие в телепрограмме «Смак» и «приготовить» из данных слов блюдо здорового питания. Это могут быть салаты, супы, пирожные, напитки и т.д.
Морковь, сладкий перец, зеленый лук, щавель, шпинат, зелень, плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи, молоко, творог, печень, сыр, яйца, капуста, грибы, яблоки , грецкие орехи, миндаль, помидоры, геркулес, мед, сухофрукты, масло растительное, чеснок, свекла, рыба, картофель, рис, сметана, мясо.
Очень полезными и полноценными по составу всех питательных веществ являются кисломолочные продукты.
обогатят меня и витаминами, и минеральными веществами, и фруктовыми кислотами. И стану я называться фруктовым кефиром. И обеспечу я хороший обмен веществ, а значит, хорошее здоровье.
Учитель.
И еще один важный момент: секреты правильного питания.
Многие учащиеся и взрослые сами нарушают принципы питания. Послушайте и отметьте для себя, что вы делаете так или нет. Если нет, то молодцы!
Основные недостатки в питании учащихся:
1. некоторые не завтракают по утрам;
2. нет постоянного времени питания;
З. неполноценное или избыточное питание;
4. поздний прием пищи и т.д.
На основе изученных данных ученые предполагают правила питания.
Три общих правила должен знать каждый человек.
1. Питаться разнообразно.
Если пища включает яйца., молоко творог, овощи фрукты, каши, хлеб, то организм получит все необходимое без ваших усилий.
2. Питаться регулярно.
Вашему организму совсем небезразлично, когда получить пищу: через три часа или через десять. Когда с утра чай с бутербродом, а весь день пирожки, то ужин превращается в обед, а ужинают ночью. Есть надо четыре раза в день, не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна, а перед сном выпить сок, кефир.
3. Не будьте жадны в еде.
Лишние килограммы появляются от переедания, это риск развития разных
заболеваний.
Вы можете сами проверить соответствие вашего веса и роста по формуле
Масса тела (в кг 50+ 0,75*(Т - 150) + (А-20):4
Т — рост в см
А—возраст в годах
Учитель:
Ребята, а что говорит народная мудрость о правильном питании и продуктах?
Пословицы и поговорки.
Где пиры да чаи, там и немочи.
Ешь правильно - и лекарство не надобно.
Самые точные часы — желудок.
Укоротить ужин — удлинить жизнь.
Не ложись сытым — встанешь здоровым.
Ешь досыта, а делай до ноту.
Кто жаден до еды, тот дойдет до беды.
Обед без овощей — праздник без музыки.
Поешь рыбки — ноги будут прытки.
Лакомств тысяча, а здоровье одно.
Учащиеся делают выводы о значении правильного и рационального питания в жизни и дают советы.
Советы
• не будьте жадны в еде и занимайтесь спортом
• избегайте пищевых продуктов, богатых жиром;
• потребляйте достаточное количество фруктов и овощей;
• не увлекайтесь мучными изделиями;
• устройте себе 1 или 2 раза в неделю разгрузочные дни. Можно употреблять либо только яблоки, либо только огурцы, либо только не жирный творог или другие овощи;
Учитель
По прогнозам некоторых учёных, в текущем столетии при приёме на работу с образованием и коммуникативностью важным критерием будет состояние здоровья, поскольку это экономически выгодно работодателю.Многие сегодняшние подростки не смогут выдержать этой конкуренции, потому что в силу низкой общей культуры населения здоровый образ жизни не стоит на первом месте в иерархии человеческих ценностей.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.
«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» И. Брехман.
Я желаю вам быть здоровыми!
Пищевые добавки
Тип
добавок
Значение
Воздействие на организм
Е1** - красители
1. Для восстановления природного цвета,
утраченного в процессе обработки и хранения.
2. Для окрашивания бесцветных продуктов. 3. Для повышения интенсивности цвета. 4. Применяется при подделке продуктов.
Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е 131
142, 153)
Запрещенные:
Е103, 105, 111, 121,125, 126,130,152.
цвета. Опасные:Е 102,110,120,123,124, 127, 155
Е 2** - Консерванты
1.Для увеличения срока годности.
. Ракоообразующие Е 210, 211-217, 219. Вредные для
кожи: Е 230-232,238. Вызывают
расстройства
кишечника:
221,226.
Влияют на
давление:
Е 250,251. Опасные:
Е 201,222 224,233,270.
Е 3 ** - Антиокис лители
1. Защищают жиросодержащие продукты от прогоркания.
2.Останавливают
самоокисление продуктов.
Вызывают сыпь: Е 311-313.
Вызывают расстройство кишечника: Е 338-341.
Повышают
холестерин:
Е 320-322.
Е 4** -Загустители
1 Позволяют получить продукты с нужной консистенцией улучшают и сохраняют их структуру.
2.Используются в производстве
желе, мороженого,
консервов, майонеза.
Впитывают вещества, не зависимо от их полезности или вредности, являются легкими слабительным.
Вызывают расстройство кишечника: Е 407,450,462, 465,466.
Е 5** - Эмульга торы
1. Отвечают за консистнцию пищевого продукта, его вязкость.
2.Используется в производстве
маргарина
кулинарного жира, колбасного фарша,
в кондитерских
и хлебобулочных изделиях (не дают им быстро черстветь).
Использование
фосфатов может
привести к
нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохое усвоение кальция способствует развитию остеопороза. Опасные: Е 501 -503, 510,513,527, 560.
Е 6 * * - Усилители вкуса
1. Для усиления
выраженного
вкуса и аромата.
2 Придают
ощущение жирности
низкокалорийным йогуртам и мороженому. 3. Смягчает резкий
вкус кислоты и
остроту в майонезе.
Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащение сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его в течение многих лет. Сахарин способен вызывать опухоль мочевого пузыря. Глутаминовая кислота является возбудителем
ЦНС. Ракообразующие
Е б2б-бЗО 635.
Опасные: Е 620,
636
Литература:
Балабанова В.В.,МаксимцеваТ.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: «Учитель», 2001.
Брагина С.А., Авдощенко Л.В. Классные часы. 5-11 классы. Диалоги о здоровье: мастерские, тренинги, деловые игры, беседы . – Волгоград: Учитель, 2009. – 203 с.
Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие для учащихся 7 кл. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2009. – 64 с.
Страница на обработке