Математический брейн–ринг среди 5-х классов.
Цели:
Воспитывать познавательный интерес к предмету, коллективизм.
Развивать память, логическое мышление, математическую речь, смекалку, наблюдательность.
Закрепить материал по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел".
Оборудование: мобильный класс, экран, магниты, 2 набора цифр (от 0 до 6)- красного и синего цвета, стол для жюри, 4 игровых стола для команд (красного и синего цвета), подставка (для ведущего), банк вопросов и задач, призы для победителей
В игре приняли участие 4 команды по 5 человек. В первых двух играх участвовало по две команды, в финале встречались победители. Перед игрой проводилась жеребьевка по жетонам красного и синего цвета (для посадки за столы определенного цвета). "Красный стол"- красный угол ринга; "синий стол"- синий угол ринга..
УЧИТЕЛЬ (Ланкау Е.П.):
Добрый день! Уважаемые учителя, участники, болельщики, гости! Сегодня собрались в этом классе знатоки математики. Как вы думаете, зачем надо изучать математику? "Математика" - знание, наука. (Определение "математика" из толкового словаря: Математика - наука, изучающая величины, количественные отношения, а также пространственные формы.)
Учитель: (Князева Е.В.)
Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать - первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня все участники "Математического брейн-ринга" ("Брейн" - с английского "мозг, разум"; "Ринг" - площадка для соревнований по боксу) показали, насколько они мудры и насколько сведущие люди в математике.
ЛанкауЕ.П. :Итак, мы начинаем нашу игру "Математический брейн-ринг"!Вам будут предложены вопросы из серии:
а) Великие математики;
б) Старинные меры длины;
в) Занимательные задачи;
Князева Е.В. За каждый верный ответ команда будет получать 1 балл.Игра продолжается до 6 баллов. Команда, которая, набирает 6 баллов - выходит в финал Игры.Оценивать ответы и следить затем, кто первым зажег лампу, будет жюри в составе: учителя математики Князева Е.В. и Ланкау Е.П.
ЛанкауЕ.П. :Задачи будут несложные, но требующие внимательности и сообразительности.Удачи вам ребята!
Князева Е.В. ПРАВИЛА:Та, команда, которая готова дать ответ, нажимает на кнопочку, после чего дает ответ.Если ответ неправильный, то право на ответ переходит к другой команде (минута на размышления).Если ни одна из команд ответ не дает, то он оглашается.
Ланкау Е.П. ВОПРОСЫ ИЗ СЕРИИ "Старинные меры длины".
- Какая мера длины была введена в Англии в начале XII? (ЯРД)
- Какая мера длины была распространена на Руси? (ЛОКОТЬ, САЖЕНЬ, ВЕРСТА)
- Какая мера длины произошла от римской меры "двойной шаг"? (МИЛЯ)
- Какая английская мера длины используется для измерения небольших расстояний, где нужна большая точность? (ФУТ)
- Какую меру длины использовали на дуэли для определения расстояния между дуэлянтами? (ШАГ)
- При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были определены в соответствующую систему?(При ПЕТРЕ I)
- Чему равен один пуд? (16 кг)
Задача на меры:
1)Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала. И маленькую ласточку от холода спасла.Как звали девочку?И какой ее рост? (Дюймовочка. 1 дюйм = 2,54 см). Дюйм от голландского слова "большой палец". Дюйм = ширине большого пальца или длине 3 зерен ячменя.
1 фут = 304,8 мм 1 миля (сухопутная) = 1,60934 км = 1,6 км
1 ярд = 914,4 мм 1 дюйм = 25,4 мм = 2,54 см
Князева Е.В. ВОПРОСЫ ИЗ СЕРИИ "Великие математики".
- Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первым ввел в математику прямоугольную систему координат. (ДЕКАРТ)
- Автор книги, которая называется "Начала". В этой книге он сформулировал основные принципы построения геометрии. (ЕВКЛИД)
- Ученный, который нашел отношения длины окружности к диаметру. (АРХИМЕД)
- Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он открыл замечательный свойства прямоугольных треугольников. (ПИФАГОР)
- Ученый, который любил делать пометки на полях читаемой им книги. И однажды на полях одной из книг написал теорему и приписал:"Я нашел удивительное доказательство этой теоремы, но недостаток места не позволяет мне его здесь привести."В бумагах ученного этого доказательства не нашли и до сих пор эта теорема считается вызовом прогрессивному человечеству. (ФЕРМА)
- Кто из математиков был чемпионом Олимпийских игр? (ПИФАГОР - по кулачному бою)
Ланкау Е.П. ВОПРОСЫ ИЗ СЕРИИ "Занимательные задачи".
- Три курицы за три дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут шесть куриц за 6 дней? (двенадцать)
- Кирпич весит 1 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (2 кг)
- Шла старуха в Москву. Навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (одна старуха)
- Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км)
- Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
- Горело 5 свечей 2 из них потушим сколько свечей останется? (2 свечи)
- Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа)
- Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит стоя на двух ногах? (3 кг)
- Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково)
- Два отца и два сына застрели трех зайцев, каждый застрелил по одному. Как это получилось? (Дед, отец, сын)
Князева Е.В. Задания на повторение:
1)Какие числа называются натуральными? (Числа, используемые при счете предметов)
2)С помощью каких «знаков» можно написать любое натуральное число? (С помощью цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
3)Как называется группа из трех цифр в записи числа, считая справа налево? (Класс)
4)Как называется место, занимаемое цифрой в записи числа? (Разряд)
5)Сколько разрядов в каждом классе? (Три)
6)Что обозначает цифра 0 в десятичной записи числа? (Отсутствие единиц данного разряда)
7)Какая цифра не может стоять в старшем разряде числа? (0)
Ланкау Е.П. задания на сообразительность. (2-3мин)
1)Сколько двухзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4, 6, если цифры в записи числа не повторяются? Запишите все эти числа. Ответ: 3 . 3 = 9 чисел 20, 24, 26, 40, 42, 46, 60, 62, 64
2)Сколько трехзначных чисел можно составить из нечетных цифр, если цифры в записи числа не повторяются? Запишите первые 12 чисел, если составленные числа расположены в порядке возрастания.
Ответ: 5 . 4 . 3 = 60 чисел 135, 137, 139, 153, 157, 159, 173, 175, 179, 193, 195, 197
3)Запишите все трехзначные числа, в записи которых используются цифры 0, 3, 7. Если цифры в записи не повторяются.
Ответ:307, 370, 703, 730
Князева Е.В. Игра со зрителями:
1)Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик?
(Груша);
2)7 карандашей дороже 8 тетрадей. Что дороже -8 карандашей или 9 тетрадей?
Решение:1 карандаш, дороже 1 тетради. Значит, 7+1=8 карандашей дороже, чем 8+1=9 тетрадей. Ответ: 8 карандашей дороже 9 тетрадей.
3)В шахматном турнире тремя участниками всего было сыграно шесть партий. Каждый сыграл одно и то же число партий. Сколько? (4 партии);
4)Три курицы за три дня дают три яйца. Сколько яиц дадут 12 кур, за 12 дней? (48 яиц);
5)У родителей пять сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (6 детей)
Ланкау Е.П. Игра для капитанов команд:
- Прочитайте названия птиц в этих анаграммах. Какое слово здесь лишнее?
ВОЛИГА, НИЦАСИ, ГАЙПОПУ, РОКАСО, ВЕЙЛОСО, РЕЦСКВО, ЗАНАС, УССТРА, ЛИНФИ, БЕЙРОВО
Ответ: Иволга, синица, попугай, сорока, соловей, скворец, страус, филин, воробей. Лишнее слово здесь - "сазан", потому что это не птица, а рыба.
- Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку?
Пять
- Из 38 учащихся 28 посещают хор и 17 лыжную секцию. Сколько лыжников посещает хор, если в классе нет учащихся , которые не посещают хор или лыжную секцию?
7 человек. Хор не посещают 10 человек, все они лыжники. Лыжников всего 17 человек, значит 7 человек надо «взять» из хора.
- В классе 35 учеников, из них 20 школьников занимаются в математическом кружке, 11- в литературном, 10 ребят не посещают эти кружки. Сколько литераторов увлекаются математикой?
Ответ:
Всего 35 учеников. 10 кружки не посещают. Значит, посещают кружки 35-10=25 учеников.
25 учеников посещают кружки. 20 учеников занимаются в математическом кружке. Значит, только литературный кружок посещают 25-20=5 человек.
В литературном кружке 11 человек. Лишь 5 из них посещают только литературный кружок. Значит, 11-5 = 6 человек-литераторов посещают ещё и математический кружок.
Подведение итогов. Спасибо за внимание!